Кружева

Кружева – как красиво звучит слово! Как красиво выглядя изделия! И какие разные виды кружев придумали люди!
Давайте посчитаем: кружева на коклюшках (плетеное), фриволите (узелковое), макраме, вязанное (немецкое, венецианское, брюггское, филейное, ирландское, на вилке, ретичелла, викторианское, афганское, тунисское), шитое (иголное,хардангер), ленточное… Вся эта красота различается техникой выполнения и инструментами.
В общем-то, всеми видами можно овладеть самостоятельно или под руководством наставника, но принято считать, что кружевоплетение – это особый вид рукодельного искусства, доступный избранным.
Все мы представляем себе кружевниц, сидящих за коклюшками и под мерный приятный перестук деревянных палочек, создающих милую уютную красоту кружев! Алгоритм работы таков: на подушке для кружевоплетения закреплен рисунок и нитки. Булавки фиксируют на рисунке определенные точки и оплетаются нитками в соответствии с линиями. Это, если в двух словах… А на деле – долгий неспешный процесс, требующий внимания, терпения, любви и мастерства. Поэтому так нравятся нам кружева!
В России плетение кружев на коклюшках известно с 13-го века, а массовое распространение оно получило во времена правления Петра Первого, когда в моду стали входить наряды на европейский лад. Российские мастерицы создавали самобытные узоры, свойственный местности, в которой они жили. Так родились вологодские, рязанские, московские, елецкие, вятские кружева. В разных областях России в кружева вплетали хлопковые, льняные нити, шелк, использовали разноцветные и однотонные. И это были нити только очень высокого качества.
Коклюшечное кружево всегда было очень трудоемким (только подумайте – для создания кружев мастерицы используют до 1200 коклюшек! Как надо быть сосредоточенной на работе, чтобы не перепутать и не навязать лишних узлов!), поэтому мастерицы делали его исключительно на продажу.